Бумажное царство — удивительное пространство

Одно из старейших изданий сурского края “Наша Пенза” опубликовало репортаж с нашим педагогом студии “Оригами” Натальей Николаевной Заикиной.

Материал взят с сайта газеты “Наша Пенза”


Официальный портал городских новостей
Бумажное царство — удивительное пространство
Дата размещения: 02 декабря 2021

Бумажное царство — удивительное пространство

Пензячка и ее ученики освоили старинное японское искусство.

В сказке о Золушке фея превратила обычную тыкву в карету. А вот  педагог дополнительного образования детско-юношеского центра «Звездный» Наталья Заикина и ее подопечные буквально на глазах творят чудеса безо всяких волшебных чар. 

После замысловатых манипуляций руками и ножницами листы бумаги становятся пышными розами, узорчатыми вазами, разноцветными «шарами-многогранниками», веселыми зверюшками… И называется это искусство загадочным словом, позаимствованном в Стране восходящего солнца, оригами.

Кусудама и другое
В подростковом клубе «Альтаир» располагаются одновременно и дизайн-студия и музей удивительных бумажных изделий. Небольшое помещение вместило в себя целый мир: разноцветный, манящий, радостный…
Признаюсь честно, прежде оригами мне представлялось простеньким набором сложенных из бумаги корабликов, самолетиков, журавликов. А на деле всё оказалось намного сложнее, разнообразнее и привлекательнее.
Первое, на что обратил внимание, — свисающие с потолка на нитях цветные шарообразные многогранники.
Заметив мой удивленный взгляд, Наталья улыбнулась:
«Этот вид фигурок — один из самых древних в Японии. Называется кусудама. Образовано название из двух слов: «кусури» (лекарство) и «тама» (шар). Внутри «шары» полые, и в них японцы помещают лечебные травы. Используют кусудама как для лечения, так и для различных торжественных шествий».
Среди висящих в комнате «шаров» ни одного повторяющегося.
Остальное пространство комнаты заполнили модульное оригами: картины, цветы, мозаика, зверюшки…

Истоки тяги к бумаге
«Где истоки такой тяги именно к «бумажному» творчеству?» — спрашиваю у руководительницы клуба.
«Я, можно сказать, всю свою сознательную жизнь соприкасалась с бумагой, — признается Наталья. — Сначала, как и все дети, любила складывать бумажные самолетики, кораблики. А позже (с 1977 года) 16 лет проработала в Пензенском институте местной промышленности, который размещался на территории фабрики игрушек. Там занималась промграфикой — разрабатывала упаковки для всей России».
Как-то моя собеседница ехала в одном купе с молодой мамашей, у которой маленькая дочка, утомившись от безделья, начала капризничать. И никакие уговоры родительницы не помогали. Тогда Наталья сложила из газетного обрывка лягушку. Восторгу малолетней попутчицы не было предела — ведь лягушка еще «умела» прыгать.
А первые оригами Заикина скопировала из журнала «Семья и школа». Позже побывала на конференциях оригамистов, познакомилась с руководителями столичного музея оригами Алексеем Львом и Ниной Острум.

Полезная красота
Сейчас за плечами собеседницы и ее учеников участие в двенадцати международных выставках.
« У меня занимаются разные дети, — рассказывает руководительница клуба. — Есть среди них и инвалиды, учащиеся коррекционных классов. Занятия помогают улучшить моторику, развивают фантазию, творческое мышление, успокаивают, являются хорошим средством общения, коммуникабельности. Представляете, один мальчик из Нижнеломовского дома-интерната, от рождения не имеющий рук, научился складывать оригами ногами! И с подарками у детей и их родителей проблемы отпадают — к любому празднику любую тему можно отразить».
На память о посещении клуба Наталья подарила мне двухцветный бумажный кубик с сюрпризом. Нажал на его грани и произошло чудо — он превратился в пышную розу.

Дмитрий Взоров.
Фото автора.