С 20 апреля по 6 мая 2025 года педагог дополнительного образования нашего центра Горбачев Владимир Иванович объединения «Юный техник» участвовал совместно с учащимися Королев Александр, Котельников Максим, Перминов Михаил, Ганин Даниил, Трунов Матвей, Лесников Александр, Шмырев Борис во Всероссийской весенней «Ступинская высота – 2025».
Основной результат поисковой работы в этом году – место падения советского бомбардировщика Пе-2 в р-не 1 км с-з д. Мартьяново в 1941 году.
В ходе работ по подъёму обломков найдены заводские номера самолета и его моторов. Начата аналитическая работа по определению по номерам, принадлежности самолета к конкретной воинской части и установлению имен экипажа. Так же найдено место посадки советского истребителя Як-1 мл. лейтенанта Мазепина Петра Александровича, после совершения воздушного тарана немецкого бомбардировщика Ю-88 3 июля 1941г. Сняты координаты этого места с целью последующего установления памятного знака в память о подвиге летчика Мазепина, который умер в госпитале Великих Лук на следующий день 4 июля 1941г. В ходе поисковых работ найдены обломки мотора и самолета Як-1 Мазепина, по которым установлено, что самолет не был эвакуирован с места посадки, а был подорван своими при подходе немецких войск.
Во время проведения экспедиции особо отличились воспитанники нашего Центра, объединения «Авиамоделирование»: Даниил Ганин и Матвей Трунов. Не взирая на зарядившие дожди и минусовую температуру по ночам, они стойко преодолевали неудобства походной жизни в палатках и трудились с огоньком, по-взрослому в полную силу.
Лючок нижней обшивки (светло голубой окрас) с заводским номером самолета Пе-2, на внутренней стороне 12/102, нанесен черной краской. Найден 2 мая 2025г., Александром Лесниковым, в 40-50 м от места находки наушника шлемофона, в заболоченной низине от эпицентра места падения самолета Пе-2. Радиус разброса обломков, 125м.
Горящий самолет с пологим снижением врезался в нижнее основание западного склона высоты в 1 км с-з д. Мартьяново. Во время падения произошел взрыв топливных баков. Левая консоль крыла оторвана (по рассказам, найдена местными на болоте…) Левый мотор разрушен полностью (на болоте, на глубине штыка БСЛ, нами найдены обломки картера мотора и часть одного поршневого кольца). Мелкие обломки мотора разбросаны в радиусе около 50м. Останки экипажа пока не найдены. На местности вокруг и по склону, находятся остатки окопов и траншей. Найдена одна наша (пласмассовый колпачек) неразорвавшаяся мина 82 мм миномета и большой осколок артиллерийского снаряда, порядка 152 мм. С обратной, восточной части склона, так же имеются остатки оборонительной линии и в её левой части, один бетонированный ДОТ, заваленный и затопленный талой водой.
Поисковая работа, которую ведут ребята под руководством своих педагогов, восстанавливает героическую правду о Великой Отечестввенной Войне.
Продолжайте это святое дело!




