Аннотации дополнительных образовательных программ (2024-2025 учебный год)

 

Направление деятельности

Краткая аннотация

Техническая направленность

Начальное техническое моделирование и конструирование

Программа предполагает развитие у ребёнка конструкторского, образного и пространственного мышления, ставит своей целью формирование умения самостоятельно ориентироваться в работе по конструированию и моделированию технических устройств.

В процессе обучения учащиеся научатся работать с различными материалами, создавать и анализировать собственные конструкции и модели, понимать и осмысленно использовать техническую терминологию при создании творческих работ, использовать различные инструменты (линейка, циркуль, лекало, трафарет, ножницы).

Учащимся предоставляется возможность участвовать в коллективных и персональных выставках, конкурсах, фестивалях.

 

Образовательные программы:

«Радуга творчества»

«Азбука технического творчества»

 

Техническое моделирование
и конструирование

Программа предназначена для детей, которые только входят в мир технического творчества и начинают знакомиться с конструктивными возможностями различных материалов и элементарными приемами моделирования и конструирования. Осваивая программу, ребенок поэтапно делает технические модели из бумаги, картона, бросового материала.

В результате обучения по данной программе дети получат более полные знания о знакомых материалах (бумага, картон, дерево, ткань) и инструментах для изготовления технических моделей.

К завершению освоения программы учащиеся получат знания по истории самолето- и судостроения, космонавтики, развитию ракетно-космической техники, ее современного  состояния; приобретут элементы проектных, технико- конструкторских, технологических знаний и технической речи; получат опыт творческой деятельности; приобретут основы  образного технического мышления; сформируют умение работать с различными материалами, инструментами, станками и оборудованием при овладении различными технологиями изготовления моделей; получат опыт коллективной работы, спортивных соревнований и выставочной деятельности.

 

Образовательная программы:

«Мастерская технического творчества»

«Юный техник»

 

Авиамоделирование

Авиамоделизм - это один из видов технического моделирования и технических видов спорта. Занимаясь им, учащиеся получат необходимые начальные знания и трудовые навыки работы с ручным инструментом и различными станками, приобретут опыт постройки моделей самолетов из разнообразных материалов и участие в соревнованиях, приобщатся к научно-поисковой и проектной деятельности. Их мечты о небе и самолетах часто перерастают в увлеченность, а увлеченность определяет выбор будущей профессии, то есть осуществляется ранняя профессиональная ориентация детей.

В процессе изготовления авиамоделей учащиеся знакомятся с историей авиации, с конструкцией летательных аппаратов, с основами аэродинамики, приобретают разнообразные технические навыки.

С изготовленными моделями они могут принимать участие в различных соревнованиях – от городских, областных до всероссийских и международных с выполнением нормативов и присвоением спортивных разрядов и званий кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта.

 

Образовательная программы:

«Авиамоделирование – первый шаг к профессии»

«Шаг к небу»

 

Физкультурно-спортивная направленность

Парашютный спорт

Программа начальной парашютной подготовки содержит необходимый практический и теоретический материал, предлагает определенную систему образовательно-воспитательной работы, направленной на воспитание и образование подростков и юношей 14-18 лет путем включения учащихся в деятельность по изучению техники прыжков с парашютом и создание условий по реализации личности подростка, его гражданско-правового и патриотического воспитания.

Занятия парашютным спортом позволяют человеку совершенствоваться в физическом и нравственном отношениях. При подготовке к прыжкам парашютист выполняет самые различные подготовительные упражнения на специальных и спортивных снарядах, обучается основам управления своим психическим состояниям и действиями, развивает координацию движений, ловкость, силу и выносливость. В ходе выполнения прыжков все эти качества еще более совершенствуются, формируется выдержка и самообладание, быстрота реакции, внимательность и точный расчет при спуске и приземлении, находчивость в выборе целесообразных способов управления парашютом.

 

Образовательная программа:

«Начальная парашютная подготовка»

Шахматы

Шахматы - это не только игра, но и действенное эффективное средство интеллектуального развития учащихся. Экспериментально было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе. Обучение по программе развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся по данной программе, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Образовательная программа:

 

«Шахматы»

Дзюдо

Дзюдо - олимпийский вид спорта, японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств ДзигороКано), который также сформулировал основные правила, принципы тренировок и проведения состязаний. В отличие от бокса, карате и других видов единоборств с преобладающей ударной техникой в стойке, основу дзюдо составляют броски, болевые приёмы, удержания и удушения, как в стойке, так и в партере.

 

Образовательные программы:

«Дзюдо»

«Дзюдо. Школа мастерства»

 

Спортивные танцы

Сегодня спортивный танец находится на пике популярности. Этому способствуют зрелищность танцев, активная популяризация их через средства массовой информации (телевидение, Интернет). Огромный интерес вызывает спортивная направленность данного вида искусства.

Современный танец даёт возможность человеку реализовать свои спортивные мечты: выступать на турнирах, занимать призовые места и становиться чемпионом.

Занятия современными танцами являются эффективным средством физического, умственного развития и эстетического воспитания детей, вырабатывают у них правильную осанку, развивают чувство ритма, координацию, творческое воображение, улучшают общее психическое и физическое состояние организма. Способствуют социализации личности и вырабатывают правильные формы взаимоотношения между мальчиками и девочками, что, несомненно, оказывает положительное влияние на дальнейшую жизнь.

 

Образовательные программы:

«В ритме хипхопа»

«Танцы юных»

 

Карате

Каратэ - один из самых популярных видов спорта среди детей и молодежи. Занимаясь по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Карате. Воспитание характера», ребята не только осваивают базовую технику карате, укрепляют здоровье и приобретают навыки здорового образа жизни, но и развивают нравственные, волевые качества личности, дисциплинированность, самоорганизованность и открывают широкие возможности для личностного саморазвития.

 

Образовательная программа:

«Карате. Воспитание характера»

Художественная направленность

Дизайн

Программа предназначена для получения учащимися дополнительного образования в области дизайна и направлена, прежде всего, на развитие творческого потенциала ребенка, раскрепощение, включение фантазии и воображения посредством открытия для детей новых техник в области дизайна, внедрения проектного подхода к решению задач и работы в материале.

Программа дает начальные понятия дизайнерской грамоты, стимулирующие развитие эстетического вкуса.

Программа предполагает комплексное и гармоничное изучение, понимание и применение в современной жизни дизайна и таких художественных дисциплин, как рисунок, живопись, композиция, история искусств и декоративно-прикладное искусство, что помогает учащимся найти себя и наиболее полно реализовать свои творческие способности. Разнообразие занятий поддерживает у детей высокий уровень интереса, расширяет поле их творческой деятельности. Овладев этим ремеслом, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия.

 

Образовательная программа:

«Дизайн в детском творчестве»

 

Оригами

Программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления. В доступной и увлекательной форме учащиеся знакомятся с историей техники оригами, её настоящим и будущим, начиная с изучения основ древнего искусства, открывая путь к творчеству в конструировании из бумаги, через развитие логического и творческого мышления, приводящего к собственным открытиям. Дети школьного возраста получают первоначальные навыки исследовательской, изобретательской и проектной деятельности.

 

Образовательная программа:

«Бумажная вселенная»

 

Креативные технологии в рукоделии

Программа направлена на развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно – прикладного искусства. Учащиеся изучают название материалов, инструментов и приспособлений, которые используются в работе, их назначение и особенности. Осваивают технологию изготовления простейших декоративных изделий в техниках оригами, кардмейкинг, кинусайга, декупаж, фоамиран, фетр. Знакомятся с бросовым материалом и возможностями использования его в творчестве, изучают основы цветоведения и композиции В результате учащиеся получают знания о классификации основных техникв прикладном творчестве и сферы их применения. Самостоятельно создают индивидуальные и групповые творческие проекты, занимаются исследовательской деятельностью и оформляют результаты работы в виде презентаций, принимают участие в конкурсах, фестивалях, научно – практических конференциях городского и регионального уровня.

 

Образовательные программы:

«Стильные штучки»

«Текстильная пластика, создание кукол»

 

Золотное шитье

Программа направлена на формирование и развитие у детей устойчивого интереса к прикладным ремеслам и обучение их практическим приемам и технологиям изготовления различных декоративных изделий.

Содержание программы предусматривает интеграцию историко- краеведческого материала и, соответственно, взаимосвязанное и взаимодополняющееизучениенесколькихнаправленийприкладныхремесел. Основу теоретического и практического содержания программы составляет многовековой опыт мастеров народных ремёсел Пензенской области и России.

Обучение по программе осуществляется по следующим видам деятельности: бисероплетение, вышивка золотыми нитками.

 

Образовательная программа:

«Жар-птица»

 

Керамика

Программа знакомит с особенностями технологий традиционных народных промыслов глиняной игрушки, обучает основным приемам и навыкам работы с глиной, формирует навыки лепки с натуры, по памяти и представлению, включает изучение традиций основных керамических промыслов народов России, а так же регионального компонента через беседы и практические занятия. Такой подход вводит детей в мир народного творчества как в особое этнокультурное пространство.

 

Образовательная программа:

«Волшебное ремесло»

 

Кукольный театр

Программа направлена на развитие творческих способностей учащихся средствами театрального искусства. В процессе овладения основами мастерства актера-кукольника учащиеся знакомятся с различными видами кукол: марионетки, перчаточные, паркетные куклы, куклы – маппет. На театрализованных занятиях дети играют, творят, создают. Здесь они знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Ребятам предоставляется возможность в выборе произведения, изготовлении кукол, распределении ролей. Ими отрабатывается чтение каждой роли для создания образа и характера персонажа вместе с обучением мастерству актера-кукольника, предполагаются занятия по декоративно-прикладному искусству в области изготовления кукол, декораций, реквизита к кукольным спектаклям. Для развития театрализованной творческой деятельности программой предусмотрено знакомство с разновидностями театров, историей возникновения кукольных театров, посещения театра кукол, обсуждение спектакля, знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.,

 

Образовательные программы:

«Волшебный мир театра кукол»

«Я – артист»

 

Фольклор

Программа разработана на основе опыта ведущих специалистов в области традиционного народного творчества Пензенского края. Цель программы: развитие творческой личности средствами русского фольклора, приобщение к ценностям народной культуры. Наряду с музыкально – поэтическим народным творчеством учащиеся знакомятся с декоративно- прикладным народным искусством, с бытовым танцем и народным костюмом Пензенской области, а также с народными праздниками и обрядами.

Занятия органично сочетают в себе учебный процесс с конкретной деятельностью коллектива, где каждый учащийся на всех этапах обучения имеет исполнительскую практику, то есть возможность выступить перед зрительской аудиторией. С каждым выходом на сцену учащийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимый для вокалиста опыт исполнительского мастерства.

В данной программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности голоса ребёнка, его возрастные и индивидуальные характеристики. Особое внимание уделяется развитию специфических качеств детского голоса: мягкости, полётности звучания, серебристости окраски звука.

В результате освоения программы учащиеся освоят технику эстрадного вокала, научатся петь в ансамбле и сольно.

 

Образовательные программы:

«Жизнь человека в русском фольклоре»

«Фольклор. Одаренность. Творчество»

 

Обучение игре на гитаре

Обучение по программе предполагает погружение в следующие предметные темы: «Техника игры на гитаре», «Основы музыкальной грамоты», «Нотная грамота», «Игра в ансамбле», «Концертная деятельность», «Определение музыкальных способностей», «Освоение инструмента», «Репертуар начинающего гитариста», «Исполнительское мастерство», «Работа над развитием музыкальных способностей», «Музыка народов мира».

Распределение предметных тем по годам обучения связано со степенью сложности освоения каждого материала. Индивидуальный подход, сочетание разных методов и приемов работы обеспечивают последовательный переход от формирования первичных навыков овладения игрой на инструменте и начальных представлений по теории музыки к возможностям реализации собственных музыкальных способностей в коллективном музицировании в составе ансамбля.

Проводится работа по расширению музыкального кругозора и развитию художественного вкуса учащихся.

 

Образовательная программа:

«Гитара –хобби или профессия?»

 

ИЗО

Программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, развитие интереса к изобразительной деятельности. Учащиеся познакомятся с различными видами изобразительного творчества, научатся самостоятельно выполнять работы в различных техниках. В процессе занятий происходит формирование творческого опыта учащихся, развитие художественно-эстетического вкуса. Многообразие материалов, техник, направлений изобразительного творчества позволяет погрузиться в деятельность, осознать свои способности и определить те направления, в которых они хотели бы совершенствоваться.

Программой предусмотрено рисование с натуры, по памяти и воображению, приобщение учащихся к разнообразной художественной деятельности: графической, живописной, дизайнерской.

 

Образовательная программа:

 «Живое рисование»

 

Вокал

Обучение по программе обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, пения в ансамбле; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Особенность программы в том, что она разработана для учащихся дополнительного образования, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и те, которые имеют разные стартовые способности.

 

Образовательная программа:

 «Эстрадный вокал»

 

Современная хореография

Современные танцы-это танцы, которые модны и популярны на данный момент. Каждому периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая, в свою очередь, порождает новые виды танца. Поэтому каждый танец можно назвать современным, но современным для своего времени. В нынешнем понимании современный танец является синонимом – «популярный танец». К современным танцам можно отнести все направления, которые популярны на сегодняшний день. Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце.

Современный танец – это красивый способ показать себя, и иногда, это возможность самореализации.

Группы формируются по возрастным и индивидуальным способностям детей. В течение учебного года группы могут пополняться вновь поступившими ребятами, способными продолжать обучение по данной программе.

 

Образовательная программа:

«Современный танец»

 

Народный танец

Программы направлены на изучение всех базовых основ народной хореографии, нацелены на выявление наиболее способных учащихся и подготовку к дальнейшему профессиональному образованию. Программы имеют большой объем учебной нагрузки: практические групповые занятия, подготовка сценических номеров, изучение истории народной хореографии, участие в конкурсах, фестивалях, концертах городского, областного, всероссийского уровня. Изучение танцевального наследия народов мира, сравнение национальных традиций других стран страдициями русского народа пробуждает интерес к изучению национальной хореографической культуры и воспитывает уважение к национальным культурам других народов.

Физическая нагрузка при занятиях хореографией дается дифференцированно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

 

Образовательные программы:

«Познавая мир танца»

«Народный танец»

«Танец, красота, здоровье»

«Гармония движения и настроения»

 

Социально-гуманитарная направленность

Фото, видео

Содержание программы выстроено так, чтобы наиболее полно познакомить учащихся с особенностями художественной и технической сторон фотографического процесса.

В процессе обучения подростки получают все необходимые знания и умения, позволяющие им работать вовсех основных жанрах фотографии, технически грамотно осуществлять процесс съёмки, осуществлять цифровую обработку изображений.

Обучение построено пошагово – от истории и основ фотографии до владения студийным осветительным оборудованием и практики работы в графических редакторах.

 

Образовательная программа:

«Мир в объективе»

«Азбука видеосъемки»

 

Английский язык

В современном мире наиболее актуальными становятся проблемы межкультурных коммуникаций, что вызывает необходимость воспитывать в детях толерантное отношение к другим культурам и традициям и, конечно, это невозможно сделать при наличии языкового барьера, то есть препятствия в общении. Таким образом, обучение иностранным языкам продиктовано общими тенденциями развития общества.

Программа направлена на формирование представлений об иностранном языке как о средстве общения, расширение лингвистического кругозора детей, приобщение к культуре стран изучаемого языка, преодоление дальнейшего психологического барьера.

На занятиях дети учатся читать, постепенно начинают строить высказывания и диалоги. Одним из важных аспектов изучения языка является грамматика, с ней дети начинают знакомство уже с первых занятий. Увлекательные игры, видео, песенки и многое другое позволяют ребенку погрузиться в мир английского языка. В основе обучения лежит коммуникация: составление монологов и диалогов различного характера, разыгрывание сценок, исполнение песен и стихов.

Занятия по программе способствуют развитию элементарных навыков устной речи на иностранном языке, формированию личностных качеств, эмоциональной сферы учащегося, его внимания, памяти, мышления и воображения в процессе участия в игровой коммуникативной деятельности, познавательных способностей.

 

Образовательная программа:

«Английский язык. Окно в мир»

 

Туристско-краеведческая направленность

Туризм

Туристско-спортивная деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребёнка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению природных особенностей нашей Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности, профилактике подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и табакокурения.
Программа предусматривает приобретение ими начальных знаний о своём крае; технике и тактике туризма; ведения краеведческих наблюдений и исследований; необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по туризму.

Программа имеет здоровьесберегающий характер, нацелена на овладение навыками такого доступного для учащихся вида деятельности как туризм, а также на овладение знаниями в области здорового образа жизни, навыками краеведческой работы и работы со специальным туристским оборудованием. Данная программа разработана с учётом интересов конкретной целевой аудитории, желающих познакомиться с основами пешеходного туризма. Программа представляет собой набор учебных тем, постепенно вводящих в сферу туризма и здорового досуга, а также знакомит с профессиями инструктора (тренера), альпиниста, спасателя, судьи спортивных соревнований.

 

Образовательная программа:

«Туризм – моя жизнь»

 

Естественнонаучная направленность

Проектная и исследовательская
 деятельность

Обучение по программам актуально, так как в настоящее время в сфере образования большое внимание уделяется развитию проектно- исследовательской деятельности учащихся, основополагающим фактором которой является формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, способность четко планировать действия и эффективно сотрудничать с другими учащимися.

Отличительной особенностью программ является использование моделей, основанных на теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Включение элементов ТРИЗ в образовательный процесс позволяет развивать познавательные способности учащихся, операции мышления, все виды универсальных учебных действий. Они помогают находить варианты решения проблемной ситуации, проводить рефлексию пройденного материала, развивать творческое и логическое мышление, проводить оценивание своей работы.

 

Образовательные программы:

«Основы научно-исследовательской деятельности физических систем и моделей»

«Азбука начинающего физика»

«Квантовое внимание»

«Звездная величина»